Конкурсы на грант для бизнеса

ТАСС: «Ольга Васильева: мы ни от кого не отставали и отставать не собираемся»

30 октября в конкурсы на грант для бизнеса Париже началась 39-я сессия высшего руководящего органа ЮНЕСКО — Генеральной конференции, которая собирается раз в два года и состоит из государств — членов организации. В рамках заседаний обсуждается самый широкий круг гуманитарных вопросов, включая сферу образования и науки.

Этой осенью впервые с 2009 года российскую делегацию возглавил министр — глава Минобрнауки Ольга Васильева. В ходе выступления она выразила свое мнение об актуальных политических событиях: осудила выход США из ЮНЕСКО, назвала принятый на Украине закон "Об образовании" языковым расизмом.

Корреспондент ТАСС встретился с Ольгой Васильевой на полях сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО во французской столице, чтобы поговорить о приоритетном проекте "Экспорт образования", учебе за границей и облегчении условий въезда в Россию для иностранных студентов.

— Ольга Юрьевна, приятно, что такой повод дал возможность пообщаться с вами в таком городе. Вы здесь впервые?

— Нет, я была здесь уже неоднократно, но я в первый раз во Франции осенью — несколько раз приезжала сюда весной и один раз летом. Париж — один из красивейших городов мира, я разделяю это всеобщее восхищение.

— Всегда ли российская делегация принимает участие в сессии ЮНЕСКО?

Оценка - по результатам

 

4science
Оценка - по результатам
Автор: Нина Шаталова

Подведены итоги первых конкурсов обновленной ФЦП «Исследования и разработки»

С.Ю. Матвеев. Фото: Нина Шаталова

Опубликованы итоги первых масштабных конкурсов ФЦП «Исследования и разработки», сформированных и проведенных с учетом приоритетов Стратегии научно-технологического развития РФ. 

Минобрнауки России представило первые данные отбора проектов на проведение прикладных научных исследований и получение результатов, необходимых для реализации приоритетов, определенных СНТР. Так, например, по мероприятию 1.2 будут профинансированы 92 проекта на сумму почти ₽5 млрд, а по мероприятию 1.3 — 57 проектов на сумму около ₽6,5 млрд. 

На наши вопросы о том, как проходили подача и экспертиза заявок, какие новые требования к ним были предъявлены, кто из индустриальных партнеров и почему не смог пройти отбор, ответил в ходе недавней конференции Проекта «5-100» в Калининграде директор Департамента науки и технологий Сергей МАТВЕЕВ. 

— Объявления итогов конкурсов по скорректированной ФЦП ИР все ждали с нетерпением… 

— Не так и долго пришлось ждать. Напомню, стратегия была утверждена Президентом РФ 1 декабря прошлого года. А решение об использовании механизма открытого формирования тематик, направленных на реализацию приоритетов, было принято Советом программы уже в начале этого года. 

— Как шли подача и экспертиза заявок?

 

написал mon_ru 29 Сентябрь 2017 в 14:57   

Создание эффективной сети вузов – один из приоритетов государственной политики в сфере высшего образ

Источник: Российская газета - Спецвыпуск №7378 (212)

Название текста: «Знания дают энергию. Модернизация вузов влияет на успех социально-экономического развития страны»

Автор текста: Татьяна Батенёва

Задачи модернизации экономики требуют существенного совершенствования системы образования, подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе и для новых отраслей. Как эти задачи решаются сегодня, в интервью «Российской газете» рассказала заместитель Министра образования и науки Л.М. Огородова.

Людмила Михайловна, государственная политика в сфере высшего образования выделила ряд приоритетов. Среди них - создание эффективной сети вузов. Как она продвигается?

Людмила Огородова: С 2005 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" идет работа по сети вузов с использованием различных инструментов государственной поддержки. За это время сформированы группы университетов-лидеров (исследовательские; федеральные; вузы, реализующие программы глобальной конкурентоспособности), для решения задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации создаются опорные университеты. Правительство определило новые подходы (приоритетные проекты) для реализации приоритетов государственной политики, отличающихся особой значимостью для обеспечения последовательного развития отрасли, поскольку затрагивают содержание образования и инфраструктуры и вовлечение образовательных организаций всех субъектов РФ. Правительство также сформировало перечень приоритетных проектов, которые реализуются минобрнауки: "Вузы как центры пространства создания инноваций", "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" и "Развитие экспортного потенциала российской системы образования".

Наряду с поддержкой ведущих университетов-лидеров, конкурирующих на глобальном рынке высшего образования, Минобрнауки России ведет работу по формированию группы крупных университетов, ориентированных на качественную подготовку востребованных на региональном рынке труда специалистов, и разработку технологий.

В регионах планируется создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Каковы их задачи?

Людмила Огородова: Центры будут создаваться на базе опорных университетов, а также ведущих университетов России. Учитывая географию и специфику субъектов РФ, особую роль приобретает формирование региональных опорных университетов. Сегодня опорными признаны 33 университета, отобранные в 2015 году (11 университетов) и в 2017 году (22 университета). На государственную поддержку программ развития этих университетов Минобрнауки России уже выделило около 3 миллиардов рублей. К 2019 году планируется создать опорные университеты более чем в 50 регионах.

Стартовал проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", расскажите о нем подробнее

Людмила Огородова: Проект направлен на повышение качества и доступности образования в России за счет использования онлайн-курсов на всех уровнях образования. В рамках реализации проекта к 2020 году будет разработано 3,5 тысячи онлайн-курсов, по которым обучатся около 6 миллионов человек. Уже сейчас в сфере высшего образования работает платформа "Открытое образование", на которой доступно более 200 онлайн-курсов от 300 российских вузов. По итогам конкурсного отбора, проведенного министерством в 2017 году, отобраны 17 вузов-победителей, которые возьмут на себя обязательства по развитию онлайн-обучения в Российской Федерации на ближайшие два-три года. При этом на базе 10 из них будут созданы региональные центры компетенций в области онлайн-обучения. В конкурсном отборе приняли участие 102 вуза, то есть почти каждый четвертый вуз федерального подчинения. Ключевое направление приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования" - продвижение бренда российского образования на международном образовательном рынке. В рамках приоритетного проекта будет обеспечен постоянный мониторинг качества реализации образовательных программ и предоставления сервисных услуг для иностранных студентов в российских университетах; обеспечено международное признание российских образовательных программ и квалификаций, в том числе за счет их международной аккредитации и сертификации и т.д.

Чему посвящен проект "Вузы как центры инноваций" и как он продвигается?

Людмила Огородова: Одной из целей приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций" является "включение" университетов в решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, способствуя созданию новых рабочих мест с высокой добавленной стоимостью. Такие центры должны закреплять выпускников в регионах. Для достижения этих результатов необходимы дальнейшее повышение качества научных исследований и технологических разработок университетов, развитие инновационной и предпринимательской деятельности вузов, управление технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и институтами развития, запуск и функционирование инжиниринговых центров, обеспечивающих продвижение инновационных научных разработок, а также системное взаимодействие с научными организациями. И конечно, вовлечение студентов в этот процесс на ранней стадии, развитие студенческого технологического и социального предпринимательства. Проект позволит к 2025 году сформировать в субъектах РФ университеты, деятельность которых будет направлена на достижение лидерства по специализированным направлениям, обусловленным особенностями экономики территорий, предпосылками развития науки и высшего образования. Он обеспечивает формирование привлекательной социальной среды и нового качества жизни в регионах, доступ к современным технологиям, развитие в регионах отраслей экономики знаний. Реализация проекта призвана способствовать выстраиванию и расширению взаимодействия университетов с производственными кластерами и высокотехнологичным бизнесом, а также активному развитию рынка социальных услуг и социального предпринимательства. В 2017 году предполагается создание не менее 40, а в 2025 году не менее 100 университетских центров. Первый этап отбора университетов по созданию центров инновационного, технологического и социального развития регионов в рамках реализации приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций" стартовал 1 сентября 2017 года и продлится по 30 сентября текущего года. В Минобрнауки РФ приходят письма поддержки из регионов, что свидетельствует о высоком интересе к участию.

Проект "Повышение конкурентоспособности ведущих университетов" показывает результаты - все больше российских вузов попадают в престижные рейтинги. За счет чего?

Людмила Огородова: Предпосылкой для реализации Проекта 5-100 стал Указ президента от 7 мая 2012 года "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Целевой показатель, определенный в указе, конкретен - к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых рейтингов. Сегодня Проект 5-100 уже дает позитивные результаты. Если в 2012 году в топ-400 институциональных рейтингов, публикуемых такими рейтинговыми агентствами как QS, THE, ARWU, входили только два университета - участника проекта, то на настоящий момент таких университетов шесть (НГУ - QS 250, ТГУ - QS 323, МФТИ - QS 355 и THE 251-300, МИФИ - QS 373, ТПУ - THE 301-350, НИУ ВШЭ - QS 382 и THE 351-400). Два вуза-победителя (МФТИ и НГУ) входят в топ-300 институциональных рейтингов. С начала проекта в 4,5 раза увеличилась доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности сотрудников вузов - участников Проекта 5-100, в два раза больше иностранных студентов обучаются в них. С 2013 года университетами проекта реализовано более 2250 научно-исследовательских проектов с привлечением к руководству ведущих зарубежных и российских ученых и/или совместно с перспективными научными организациями на базе вуза, в том числе с возможностью создания структурных подразделений, в том числе научных лабораторий. Интенсивное развитие научно-исследовательской деятельности российских университетов демонстрирует рост их библиометрических показателей. К 2016 году доля публикаций вузов проекта в общем количестве российских публикаций, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, составила уже более трети. Отмечу, что эту треть опубликовал 21 университет. В 2012 году этот показатель составлял около одной шестой. Доля высоко цитируемых публикаций университетов проекта в общем количестве высоко цитируемых российских публикаций превышает 30 процентов. Вузы-участники Проекта 5-100 реализуют совместные образовательные программы, в том числе на иностранных языках, преимущественно английском. В партнерстве с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями с 2013 года внедрено более 1050 подобных программ, с учетом программ дополнительного профессионального образования. Нашими активными партнерами здесь являются университеты Франции, Германии, Финляндии, США, КНР. Проект 5-100 задает новый вектор развития всему российскому высшему образованию. С одной стороны, он продвигает национальную систему образования на международном рынке, формируя репутации ведущих университетов, которые впоследствии становятся ориентиром для развития всех российских вузов. С другой, участвует в развитии российских университетов в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Перед началом учебного года прошли традиционные августовские совещания. Какие новые идеи на них обсуждались?

Людмила Огородова: В ходе визитов в Самарскую, Нижегородскую, Новгородскую области, Республики Марий Эл и Татарстан традиционно обсудили новые задачи в связи с предстоящим учебным годом с педагогами. Проведены также совещания по приоритетному проекту "Вузы как центры пространства создания инноваций", где анонсирован отбор таких центров в субъектах Российской Федерации. Эти совещания стали открытой площадкой для дискуссий и обсуждения ключевых проблем развития высшего образования с учетом специфики развития конкретного субъекта РФ. В современных условиях повышаются требования к уровню квалификации кадров на рынке труда. Поэтому вопросы конкурентоспособности и трудоустройства молодых специалистов приобретают особую актуальность. Сейчас в российских регионах представлены университеты, которые готовят специалистов по широкому перечню специальностей. Наша общая задача - федерального министерства, региональных властей и вузов - сделать так, чтобы молодежь имела возможность не только получить качественное образование, но и трудоустроиться сразу после окончания учебы по специальности в своем регионе, получить хорошее место работы. В совещаниях приняли участие главы регионов, их заместители, представители крупного бизнеса, что задало высокий уровень обсуждения планируемых решений и обеспечило надежные основания для их реализации в ближайшем будущем. Настало время сотрудничества на всех уровнях.

 

написал mon_ru 21 Сентябрь 2017 в 15:40   

"Российская Газета" > Электроны на свободе

Российская газета - Федеральный выпуск №7363 (197)

ЭЛЕКТРОНЫ НА СВОБОДЕ
Автор: Анна Розэ (Гамбург)

Начал работать самый мощный в мире лазер, созданный с участием российских ученых

Пробка вырвалась из бутылки шампанского и едва не разбила лампочки на потолке подземной лаборатории. "К счастью, это не сошедший с пути электрон", - с улыбкой заметил один из участников торжественной церемонии открытия в Гамбурге самого мощного в мире Европейского лазера на свободных электронах XFEL. А чуть ранее помощник президента России Андрей Фурсенко совместно с представителями Германии и других стран, которые участвовали в создании этого уникального прибора, золотыми ножницами перерезали красную ленточку перед входом в здание, где установлен лазер.

Этому радостному моменту предшествовало более десяти лет напряженной работы, проб и ошибок, многочисленных экспериментов, разочарований и побед. В итоге создана гигантская и сложнейшая установка, которая разместилась под землей на глубине от 6 до 38 метров, длина туннелей около 5,8 километра, здесь установлено 17 тысяч мощных магнитов.

Пуск уникального лазера давно ждали тысячи ученых всего мира. Уже выстроилась очередь из желающих проводить эксперименты на этой уникальной установке. По мнению ученых, он должен совершить революционные прорывы в самых разных сферах науки и техники, прежде всего в медицине, фармакологии, химии, нанотехнологиях, энергетике, электронике, создании новых материалов. Причем не в отдаленном будущем, а уже завтра. Неудивительно, что среди самых заинтересованных лиц оказались крупнейшие фармацевтические компании.


Чем объяснить такой ажиотаж вокруг этого лазера? Он заглянул туда, куда пока ни один прибор не добирался. Лазер способен увидеть, как протекают химические реакции, как взаимодействуют атомы и молекулы за невероятно короткие промежутки времени - фемтосекунды (10 в минус 15 степени секунды). Так вот XFEL может создавать такие фантастически короткие импульсы, делая 27 тысяч выстрелов в секунду, и кадр за кадром демонстрировать, как в химической реакции работают атомы и молекулы. Такой инструмент может на атомарном уровне изучать природу вирусов, увидеть, как они атакуют клетку, появляется возможность куда эффективней разрабатывать и создавать новые лекарства.

Лазер способен решить и еще одну очень заманчивую для специалистов самых разных направлений задачу: в одном рентгеновском импульсе наблюдать трехмерную структуру белков. Это обещает революцию в биологии, медицине, генетике. Не случайно сейчас расшифровкой белков занимаются многие лаборатории мира.


Кроме того, этот лазер может заглянуть и в тайны Вселенной. Поможет ученым изучать вещество в тех же экстремальных состояниях, которые господствуют в недрах звезд. Это позволит лучше понять, как устроен наш мир, как сформировалась Вселенная, что происходило в первые моменты после Большого взрыва.

Практически все участники этого проекта подчеркивают, что решающий вклад в создание лазера внесли две страны - Германия и Россия. Из 1,22 миллиарда евро - такова стоимость проекта, чуть более половины покрывалась Германией, а около 27 процентов - Россией. Более того, был критический момент, когда проект оказался под угрозой, так как по разным причинам цена полезла вверх, и стали раздаваться голоса, что надо снизить энергию с 17 ГэВ до 14 ГэВ. То есть повторить уже пройденное, ведь такой лазер работает в США. И хотя с большой неохотой, но на такой вариант согласились практически все страны - участники проекта, кроме Германии и России. Правительства этих стран, несмотря на тяжелое экономическое положение, пошли на увеличение финансирования. По сути, спасли проект уникальной машины. Немецкая сторона внесла дополнительно 100 миллионов евро, мы - 59,2 миллиона евро.

- Россия сыграла в этом международном проекте решающую роль, внеся в него однозначно второй по величине вклад, - сказала корреспонденту "РГ" министр образования и науки ФРГ Йоханна Ванка. - Наши ученые уже многие годы успешно совместно работают, и я надеюсь, что это плодотворное сотрудничество продолжится. Мы заключили также договоры о дальнейшем участии российской стороны в работе установки. Наука призвана открывать двери для всех, кто стремится поддерживать контакты, в том числе и в трудные с политической точки зрения времена.


Заместитель министра образования и науки РФ Григорий Трубников назвал открытие XFEL грандиозным событием для прикладной и фундаментальной науки. Сам проект был начат благодаря идеям российских физиков Евгения Салдина, Анатолия Кондратенко и Михаила Юркова. С российской стороны в проекте участвуют НИЦ "Курчатовский институт", новосибирский Институт ядерной физики им. Будкера, Институт физики высоких энергий в Протвино, Институт ядерной физики в Троицке, ученые Санкт-Петербурга, Дубны и Зеленограда, которые создали уникальное оборудование. "Поэтому, внеся столь существенный вклад в этот проект, мы сторицей были вознаграждены, став обладателями важнейшей технологии. Кроме того, мы получили огромную долю "пучкового времени", то есть наши ученые - физики, биологи, инженеры, химики, кристаллографы - смогут использовать установку для своих исследований", - сказал "РГ" заместитель министра науки и образования.

Управляющий директор XFEL датский профессор Роберт Файденхансль также отметил в разговоре с "РГ", что даже важнее финансового вклада была идея лазера, высказанная в 80-х годах российскими учеными. По его словам, тогда в Новосибирске и начал свое развитие гамбургский Институт физических исследований DESY, где сейчас начал действовать самый большой в мире лазер на свободных электронах. "На нашей установке работает много физиков и информатиков из России, все они необыкновенно талантливы", - сказал известный ученый.

Надо особо подчеркнуть, что в отличие от знаменитого Большого адронного коллайдера, где Россия имела статус наблюдателя и только сейчас намерена стать полноправным членом, в проекте XFEL мы абсолютно равноправные партнеры, начиная со стадии проектирования и строительства до конкурсного отбора будущих исследовательских проектов. Российские представители входят в администрацию проекта, финансовый и научный комитеты. Одним из научных директоров является Сергей Молодцов, который долгое время был профессором Дрезденского университета.

Сразу же после открытия лазера ученые начали строить планы, какие возможности он открывает в различных областях науки. Выпускник МГУ, кандидат физико-математических наук Дмитрий Хахулин рассказал "РГ", что его научная группа собирается изучать химические реакции, происходящие под воздействием оптического излучения. "Это уникальный прибор, потому что энергия фотонов превышает по мощности энергию, доступную нам до сих пор", - отзывался о XFEL молодой физик. Концентрацией физического знания назвал XFEL другой молодой ученый из России Михаил Пергамент. Российские участники проекта подчеркнули, что работа на новой установке доступна всем ученым, для этого надо лишь подать заявку, которая будет оценена авторитетными экспертами.

Уже проведены первые конкурсы для проведения экспериментов на уникальном лазере. По числу выигранных грантов лидируют немцы, что и понятно. Ведь в стране эта наука давно и активно развивается. На втором месте американцы, у которых богатый опыт работы на подобных установках, а на третьем - наши ученые, чьи заявки показали высокий научный уровень. Планируется, что эту площадку будут ежегодно посещать несколько сотен экспериментаторов из России.

- Российская дипмиссия будет оказывать самое активное содействие в дальнейшем сотрудничестве между российскими и германскими научно-техническими кругами, - сказал корреспонденту "РГ" посол России в Германии Владимир Гринин. Он отметил, что проект XFEL станет "образцом того, что нам нужно делать в политике, ибо он наглядно демонстрирует, как благодаря российской инициативе возникло такое благое начинание".

Комсомольская правда: «Почему Минобрнауки не против, чтобы наши студенты учились за границей»

Комсомольская правда - 18.07.17
«Почему Минобрнауки не против, чтобы наши студенты учились за границей»
Автор: Ксения Конюхова

На одного абитуриента, поехавшего в зарубежный вуз, приходится 4 иностранца, решившие поучиться у нас.
П
очти 60 тысяч наших ребят учатся сегодня в зарубежных вузах. Больше 200 тысяч иностранцев грызут гранит науки в российских университетах. Плохо это или хорошо? Что дает это стране?

Сейчас самая нервная пора для абитуриентов - идет приемная компания. В очереди сдавать документы далеко не все выходцы из России. Здесь можно услышать китайский и вьетнамский, английский, немецкий языки.

А вот наши ребята, которые собрались получать образование в иностранных вузах, уже свое отволновались. Документы для зачисления они отправляли в конце зимы или весной и уже получили ответы - кто куда зачислен, а кто, увы, пролетел.

В Минобрнауки тех, кто отправился поучиться за границу, совсем не считают утечкой умов. Напротив, уверены, что такие поездки важны, в том числе и для развития образования в России. Именно выпускники зарубежных вузов - западных и восточных - будут создавать в российских университетах программы аналогичные тем, по которым учились сами. Да и рынок труда для выпускников сегодня имеет глобальный характер.

АГЕНТЫ ПЕРЕМЕН

- Нам важно оценивать, насколько качественно мы развиваемся, понимать, насколько мы конкурентноспособны на мировом рынке, - говорит заместитель министра образования и науки Людмила Огородова. - Важно, чтобы люди не просто получали образование за границей, но и повышали авторитет и репутацию нашей страны за рубежом, создавали правильное представление о нашей стране.

Образование за рубежом будучи областью гуманитарного сотрудничества должна создавать точки взаимных интересов по развитию современных технологий, поэтому неплохо, если по таким направлениям как агротехнологии, энергетика, нефтегазовое, IT-технологии наши студенты получат знания, с другой стороны  важной задачей нашей системы является создание в России университетов мирового уровня – над чем мы и работаем.

Студенты тут - понятие собирательное. На самом деле, число студентов, которые учатся за рубежом «от звонка до звонка» в бакалавриате не так уж и много. Большая часть уехавших за знаниями поступают на короткие программы, стажировки. Так что среди тех, кто учится за рубежом, статистика не выделяет студентов, аспирантов, магистрантов или молодых преподавателей. Чем больше таких учебных контактов - тем быстрее сократится разрыв между нашими вузами и их иностранными конкурентами. А именно это одна из задач развития системы высшего образования в стране.

- Больше всего студентов из зарубежа интересует медицина, биотехнологии, экономика, юриспруденция, менеджмент, - перечисляет Людмила Михайловна. - Это те области, где легче всего создавать старт-ап и самозанятость, которые быстрее всего окупают, например, тот кредит, который студенты берут на обучение. За чем едем мы? Это строительство, стоматология, электроэнергетика, энерготехника, педагогическое образование, нефтегазовое дело и лингвистика.

СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКСТРА-КЛАССА

Минобрнауки поддерживает государственную программу «Глобальное образование». Она для тех, кто хочет учиться за рубежом. Принять участие в ней может любой, кто уже получил диплом бакалавра. Для этого надо выбрать вуз из 288 участников программы (это университеты, располагающиеся на самой верхушке мировых рейтингов) и поступить туда самостоятельно. Государство предоставляет грант в размере до 2,7 миллионов рублей ежегодно на оплату обучения и текущих расходов. В приоритете - образование, информатика и IT, инженерия, экономика, архитектура и здравоохранение.

- Одно из требований - вернуться и отработать в течение трех лет в российских организациях, университетах или научных центрах, - уточняет Людмила Огородова. - Программа обновлена и была продлена до 2025 года. Уже в следующем году мы планируем увеличить число участников до 718 человек - по размеру выделенного бюджета.

Желающих, конечно, в разы больше - уже сейчас подано более десяти тысяч заявок.

ДОХОДНАЯ СТРОКА

Что важно - количество студентов-иностранцев, которые приезжают за знаниями к нам, растет быстрее, чем количество наших ребят, уезжающих в заграничные университеты. За наши программы приезжие платят кровными юанями, кронами и злотыми.

- Почти половина иностранных граждан обучается у нас за свои деньги. Только 30 процентов приезжают по программам, которые финансируются из межправительственных или межвузовских соглашений, и около 15-20 процентов получают поддержку их национальных фондов и производств, - приводит цифры Людмила Огородова.

А ведь еще семь лет назад поток иностранных студентов к нам был вдвое меньше! Объясняется это просто: выросли рейтинги наших вузов - вырос и интерес к ним из-за границы. По сути, Минобрнауки сделало стратегически важный и очень успешный вклад в российские вузы, профинансировав программы глобальной конкурентоспособности, вроде «5-100» (по этой программе ведущие российские вузы, получив деньги на развитие, должны войти в ведущие мировые рейтинги университетов мира)х. Иностранные студенты внесли важную строчку в доходной части российского бюджета— 80 миллиардов рублей, потраченные ими на еду, проживание и развлечения.

Министерство планирует увеличивать столь доходные активы:

- Мы можем предоставлять образование, которые выбирают студенты в мире, а значит, нужно продвигать эту область, - говорит Людмила Огородова. - Минобрнауки сформировало приоритетный проект «Экспорт образования». К 2025 году планируется увеличить число иностранных учащихся и сотрудников втрое, до 710 тысяч человек. Доход от них вырастет с 80 миллиардов до 343 миллиардов рублей, при том, что расходы на их образование составят только 4,9 миллиарда рублей. Это чистая прибыль для страны.

Помимо коммерческой выгоды, тут вопрос и престижа. Иностранцы, приезжая к нам, делятся своим опытом и протаптывают тропы для других: едем мы - едут к нам, делимся мы - делятся с нами.

 

написал mon_ru 19 Июль 2017 в 16:51   

"Российская газета" > Поймать волну

Российская газета - Федеральный выпуск №7323 (157)
Поймать волну
Автор: Ирина Ивойлова

У абитуриентов осталась всего неделя, чтобы определиться, в какой вуз принести заявления и аттестаты. Выбор сложный - в ведущих вузах конкурс уже по 10-15 человек на место. Плюс льготники и целевики, которые идут на особых условиях. Кого возьмут вне конкурса? Где получить целевое направление? Кому разрешат пересдать ЕГЭ в вузе? В Минобрнауки России открыта "горячая линия" для выпускников, которые после школы хотят продолжить учебу в вузах или колледжах. Корреспонденты "РГ" принимали вопросы "горячей линии" вместе с начальником отдела департамента госполитики в сфере высшего образования минобрнауки Еленой Ионкиной.

Сын только что вернулся из армии, он выпускник колледжа. Может ли он поступать вне конкурса в университет? Мама из Казани.

Елена Ионкина: Вне конкурса не может. Если у него есть рекомендация командира части, то при прочих равных условиях с другими абитуриентами он получит преимущество при зачислении. Например, если два человека набрали равное количество баллов, то зачислят того, у кого есть рекомендация командира. Вашему сыну экзамены надо сдавать в любом случае, но поскольку он выпускник колледжа, он может поступить по внутренним вступительным испытаниям, проводимым вузом самостоятельно, то есть без ЕГЭ.

Должны ли вузы указывать на своих сайтах, сколько баллов принесли абитуриенты? Во многих вузах висит только пофамильный список, и сложно понять, куда пришли сильные абитуриенты, а куда - выпускники с низкими баллами. Елена Пономарева, Челябинск.

Елена Ионкина: Вузы должны указывать в списках количество баллов только тогда, когда составляют ранжированный список для зачисления. Во время приема документов они это делать не обязаны. Связано это с тем, что не все поступают по результатам ЕГЭ, многие сдают и внутренние вступительные испытания, а результаты, конечно, на момент приема документов известны быть не могут.

Хочу взять целевое направление в медицинский университет.
У кого и где его получить? Ольга, Саратовская область.

Елена Ионкина: В этом году вы, к сожалению, не успеете взять направление. У вузов уже заключены все договоры с будущими работодателями о приеме целевиков. По правилам они должны это сделать до 1 июня. Есть два пути для получения направления. Можно пойти на прием к руководителю департамента здравоохранения региона и вдобавок к этому написать письмо на его имя о том, что вы хотите поступить по направлению и готовы потом приехать работать домой. Еще один вариант - внимательно посмотреть сайты вузов. Некоторые вузы размещают список работодателей, которые заинтересованы в целевиках. К примеру, такой список есть у Бауманки. В этом году требования к целевикам не ужесточились. Им необходимо набрать минимальные баллы, которые установил вуз. В общем конкурсе они не участвуют. У них свой конкурс. Если регион или ведомство направило, допустим, 15 целевиков на 5 мест, то конкурс среди них будет три человека на место.

Я опекун выпускницы-сироты. Она не набрала нужного минимума на ЕГЭ по химии.
Может ли она сдать ЕГЭ по химии в вузе? Ольга Павловна, Екатеринбург.

Елена Ионкина: Нет, к сожалению, не может. У выпускника с инвалидностью такое право есть. При подаче заявления в вуз инвалиды должны указать, чем они будут пользоваться при поступлении - итогами ЕГЭ или результатами собственных вступительных испытаний, которые проводит вуз. Кстати, выпускники прошлых лет, которые могли сдавать ЕГЭ два-три года подряд, тоже должны указать в заявлении, результатами какого года они пользуются.

Правда ли, что теперь не надо инвалиду приносить в приемную комиссию справку о том, что нет противопоказаний для учебы? Олег, Санкт-Петербург.

Елена Ионкина: С этого года есть изменения по приему инвалидов. Действительно, вузы сейчас не должны требовать справку о том, что учеба в вузе человеку не противопоказана. Мы разослали инструктивные письма об этом во все вузы, собрали членов приемных комиссий и рассказали об этом, но вопросы все же возникают.

Я инвалид детства. 13 июля у меня заканчивается срок справки. Могу ли я подать документы в вуз и воспользоваться льготой как инвалид? Павел, Московская область.

Елена Ионкина: Вам нужна справка, действующая на 26 июля, то есть на момент окончания приема документов. Если справка заканчивается 13 июля, то по ней вы не сможете воспользоваться льготой.

Хочу поступать в МИФИ. У меня по физике 60 баллов, по математике - 70, а по русскому - 85. При зачислении учитывается общая сумма баллов или важнее оценки по профильным предметам? Сергей, Красноярский край.

Елена Ионкина: Вузы учитывают общую сумму баллов, но если абитуриенты набрали равное количество, то зачислят того, у кого по профильному экзамену больше баллов. Какой экзамен является профильным, всегда указано на сайте приемной комиссии. В МИФИ, например, на специальность "прикладная математика и информатика" в первую очередь будет учитываться математика, на специальность "физика" - физика.

Иду на юридический факультет. В университете мне сказали, что баллов у меня маловато и надо сразу написать заявление на договор, чтобы место не ушло другому. Заявления принимают только до 26 июня. Есть ли смысл участвовать в общем конкурсе или лучше сразу пойти на внебюджет?
Екатерина, Санкт-Петербург.

Елена Ионкина: Это уловка, которой пользуются некоторые вузы, чтобы поскорее заполнить платные места. Но уличить их в недобросовестности трудно грант - вы же добровольно подписываете договор о платных услугах. Считаю, что можно попробовать сначала поступить на бюджетные места, хотя определенный риск есть. Число принимаемых платников вуз утверждает еще в октябре предыдущего года и летом берет, конечно, не всех, кто готов платить. В первую очередь места предлагают тем, кто был в списке рекомендованных, но чуть-чуть не добрал до проходного балла.

У сына-инвалида есть право на учебу по особой квоте. На ЕГЭ он набрал 218 баллов. Подали документы в платный вуз, в котором вообще нет бюджетных мест, а потом решили пойти в Дипломатическую академию, в которой есть бюджетные места. Сотрудники приемной комиссии сказали, что если мы подали документы еще в один вуз, то у них своей льготой воспользоваться уже не можем. Это так? Мама из Москвы.

Елена Ионкина: Нет, не так. У вас есть право воспользоваться своей льготой один раз на бюджетное место. Если хотите поступать на бюджет в Дипломатическую академию, надо взять оригинал справки, аттестат и снова пойти в приемную комиссию Дипломатической академии. Если с их стороны будут вновь какие-либо вопросы, тут же сообщите об этом нам, на "горячую линию" в минобрнауки, и мы разъясним сотрудникам, кто имеет право на особую квоту.

Документы в университет можно подать по Интернету. А когда абитуриент должен прийти в вуз лично? Когда надо принести оригинал аттестата?

Елена Ионкина: Аттестат можно отправить по почте или с доверенным лицом. Но в прошлом году были случаи, когда почтовые экспресс-компании не успели доставить документ в нужный срок. Так что все это надо учитывать. Если человек подал документы в вузы разных городов, надо позаботиться о том, как быстро добраться туда. По правилам вуз вывешивает списки рекомендованных к зачислению 29 июля, а к 1 августа будет готов список зачисленных в первую волну. Так что у тех, кто не определился, будет всего два дня на то, чтобы принести аттестат.

 

написал mon_ru 19 Июль 2017 в 15:53   

Ярославский детский морской центр имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

Дополнительное образование детей в России – это тысячи учреждений, чья деятельность направлена как на общее развитие детей, так и на дополнительную предпрофессиональную подготовку. Развитие дополнительного образования детей является одним из приоритетных направлений работы Минобрнауки России.

Сегодня, 29 июня, в День кораблестроителей, мы хотим рассказать о работе Ярославского детский морского центра имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, который вот уже почти 50 лет знакомит детей с профессией моряка, прививает подрастающему поколению любовь к Родине и готовит будущих капитанов гражданского и военного флота России.


Плавбаза ДМЦ имени Ушакова

Ведущим направлением деятельности Детского морского центра имени Ушакова является изучение морских дисциплин: такелажное дело, основы сигнальной системы связи, лоция, навигация и другие. Ушаковцы получают знания по судовождению, учатся ходить на шлюпках, участвуют в российских и международных конкурсах, где регулярно занимают призовые места, знакомятся с историей развития флота и мореплавания в России.


Учащийся Детского морского центра им. Ушакова Ярослав рассказывает о средствах связи на судах.


На занятиях по навигации. Макет – копия места, где река Челгузия впадает в Волгу. Здесь каждое лето располагается палаточный лагерь Детского морского центра им. Ушакова.

Важным направлением работы Детского морского центра является патриотическое воспитание в объединении «Юный постовец», в котором занимаются как воспитанники центра, так и ребята города Ярославля из разных школ. В несении Почётного караула на посту №1 города Ярославля участвует более 2000 школьников города, которые в рамках работы объединения также изучают историю России и её Вооружённых Сил, приобретают умения и навыки по строевой, огневой, тактической и физической подготовке, знакомятся с различными воинскими ритуалами в Вооружённых Силах России.


Юные постовцы из разных школ Ярославля


На Посту №1


Заступление на пост №1

Каждый год ушаковцы проходят летнюю плавательную практику на плавбазе Детского морского центра в г. Ярославле, в корабельно-шлюпочном походе на р. Челгузии с установкой палаточного спортивно-оздоровительного лагеря, в корабельном походе на родину Ф. Ф. Ушакова в с. Хопылёво, в корабельно-шлюпочном походе в г. Юрьевец и в рамках других мероприятий.


Построение экипажа шлюпки перед выходом на Которосль.


«Вёсла на валёк!» Экипаж шлюпки приветствует вас!


Шлюпка Детского морского центра им. Ушакова на реке Которосли.

Палаточный лагерь на реке Челгузии – это активный отдых на природе, возможность на практике применить полученные в Детском морском центре знания, знакомство с работой ведомств Ярославской области. Здесь дети учатся ответственности не только за себя, но и за своих друзей. Каждый из десяти дней в лагере насыщен событиями – хождение на шлюпах, спортивные соревнования, практические занятия по морским предметам, культурные мероприятия и встречи с гостями лагеря.


Ученики Детского морского центра в палаточном лагере на р. Челгузии.

Каждый день в гости к ушаковцам приезжают гости из различных ведомств Ярославской области, которые рассказывают детям о своей работе, проводят теоретические и практические занятия. Так сотрудники ГИМС МЧС по Ярославской области провели занятия по безопасности на воде, организовали тематическую эстафету, в ходе которой дети учились пользоваться спасательными жилетами и средствами для оказания помощи утопающим, продемонстрировали работу по спасению на водах и, конечно же, прокатили детей на катере.


Эстафета от ГИМС МЧС Ярославской области в палаточном лагере на р. Челгузии


Сотрудник ГИМС МЧС Ярославской области рассказывает, как правильно использовать
спасательный жилет


Демонстрация спасения на водах от ГИМС МЧС Ярославской области.

Детский морской центр имени Ушакова – это свыше двадцати преподавателей-профессионалов своего дела и более пятисот обучающихся. Каждый год стены Детского морского центра покидает свыше двадцати выпускников, многие из которых связывают своё будущее с российским флотом. Для некоторых ярославских семей обучение в центре стало традицией – бывшие выпускники приводят своих детей, учащиеся – своих братьев и сестёр.

Все экспонаты музея морской военной формы сделаны педагогами и учениками Детского морского центра. На изготовление одного костюма уходит до одного месяца!

Модели кораблей собраны педагогами и учащимися Детского морского центра.

«Лучшая оценка нашей работы – это наши ученики, то, какими людьми они здесь становятся. Какую бы профессию они не выбрали в дальнейшем, это всегда будут настоящие профессионалы своего дела с ответственным подходом к своим обязанностям и искренне любящие свою Родину», – уверен директор Детского морского центра имени Ф.Ф. Ушакова, подполковник запаса Богдан Владимирович Везденко.


Директор Детского морского центра имени Ушакова, подполковник запаса Богдан Владимирович Везденко (слева) с представителем ГИМС МЧС Ярославской области (именно его бросят в воду и будут показательно спасать).

 

написал mon_ru 29 Июнь 2017 в 13:46   

"Аргументы и Факты" > Когда уроки тоже лечат

Аргументы и Факты # Столичность, Москва, 24 мая 2017
КОГДА УРОКИ ТОЖЕ ЛЕЧАТ
Автор: Инна Алейникова

УЧИТЕЛЯ И ВРАЧИ ОБЪЕДИНИЛИ УСИЛИЯ

Если ребенок-школьник попадает в больницу, то родителей меньше всего волнует, что он будет пропускать уроки. Но, к сожалению, некоторых детей диагноз задерживает в стационаре на месяцы, и вопрос о возвращении к занятиям становится актуальным. А до учебы ли им - проходящим серьезное, порой изматывающее лечение? Как организовать урок в больничной палате, где собрались дети разного возраста, разных национальностей, с нестабильным на фоне болезни физическим состоянием в течение дня? В Москве учителя и врачи успешно объединили усилия.

Zc_JN0rh-Kc.jpg

ЕГЭ в радость

В стационарах нескольких десятков медицинских организаций открыты специализированные структурные подразделения школ со штатом учителей.

Например, школа № 109 ежегодно дает возможность получать образование 3000 пациентов ННПЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больницы. В волнительную пору экзаменов выпускники 9-х и 11-х классов так же, как их сверстники по всей стране, в пункте проведения итоговой аттестации ломают голову над заданиями ГИА и ЕГЭ.

Учителям, прежде преподававшим в обычном классе, очевидна та разница, с какой воспринимает экзамен больной ребенок. Подготовка к ЕГЭ для него - вызов, брошенный болезни, это взгляд в свое будущее, который так трудно фокусировать на завтрашнем дне при пониженном эмоциональном фоне.

Воссоздать в стационаре полноценную образовательную среду - значит вернуть ребятам ощущение повседневной жизни школьника. Согласно результатам исследований, при положительном настрое медицинские препараты воздействуют лучше: достигается тот результат, на который они рассчитаны. Не менее значимым открытием в области работы нейронных связей, которым поделились врачи с педагогами, является то, что ребенок, систематически проходящий через сложнейшие процедуры, в том числе химиотерапию, видит картинку в учебнике и воспринимает информацию иначе, нежели здоровый человек. Поэтому учителю важно учитывать, с какими педагогическими инструментами он придет на урок.

Интернет педагога не заменит Почему в больничном обучении не остановились на дистанционных технологиях? Во-первых, учиться дистанционно длительное время очень трудно, требуются серьезные навыки самодисциплины. Больного ребенка сориентировать и мотивировать невозможно без педагогического сопровождения. Нередко именно педагогу удается найти аргументированный ответ на мучительные вопросы: "Зачем мне учиться, если я тяжело болею? Может, вы оставите меня в покое?.." И, во-вторых, только лично зная маленького пациента, можно подобрать индивидуальную учебную программу.
Как не принять во внимание, что из-за болей ученик проводит бессонные ночи, днем клюет носом, и, скорее всего, как раз в ночные часы, чтобы отвлечься от нездоровья, он поработает самостоятельно.

Особое отношение к ученикам пациентам проявляется даже в выборе учителем одежды, в которой он проводит занятия. Нормы предписывают взрослым соблюдать санитарно-гигиенический режим и надевать чистейший белый халат. Тем не менее учителя не хотят лишний раз вызывать у детей ассоциации с медицинским персоналом и часто выбирают другую форменную одежду врача - она цветная и состоит из куртки и брюк.
Одноклассники приходят и уходят

Больницы, где детей одновременно лечат и учат, делятся в Москве на две категории. Первая - городские стационары для маленьких москвичей. Со школьниками там занимаются педагоги государственного центра образования "Технологии обучения " (список почти из трех десятков больниц размещен на сайте школы http://cotg.mskobr.ru/).

Вторая категория - ряд стационаров федерального подчинения, куда привозят пациентов из регионов России. Здесь размещены учебные площадки проекта "УчимЗнаем", совместившего усилия Департамента образования Москвы, школы № 109, Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больницы.

"Заходя в палату, я не знаю, кого увижу сегодня: ребята меняются неожиданно, - рассказывает учитель центра образования "Технологии обучения" Софья ВЕРХОВСКАЯ. - А урок с другим составом класса, с детьми разного возраста - всегда новая педагогическая ситуация. Учитель должен быть очень гибким".

Бывает, во время лечения у ребенка не оказывается ни учебника, ни тетради. Эта проблема решается на месте. Впрочем, основное оборудование - планшет и другие гаджеты с беспроводным Интернетом. На недавний Московский международный салон образования учителя принесли планшеты и показали, как строят уроки. Школьникам они раздают компьютеры с учебными материалами по общей для всех теме. Скажем, "Повелительное наклонение глагола". Пятиклассники эту тему изучат, а восьмиклассники глубже повторят. Через интерактивные задания разного формата ставятся цели урока, идет первичное закрепление знаний, обязательны задания по предложенному тексту. На экранах планшетов отображаются результаты коллективной работы, а грамматические упражнения ребята выполняют самостоятельно соответственно своему году обучения.

Занятия в больнице короче традиционных, методисты и учителя в школьных предметных лабораториях отбирают самые эффективные учебные материалы.

Чтобы активизировать познавательную активность ребенка, педагоги школы № 109 и партнеры проекта "УчимЗнаем" помимо уроков ведут в стенах больниц занятия в радиостудии, шахматном клубе, "Клубе научных развлечений", предлагают разобраться в 3D-моделировании, много почитателей у робототехники и лего-конструирования. Популярны организуемые московским колледжем предпринимательства № 11 курсы для подростков "Уверенный пользователь Microsoft" с выдачей сертификата.

"Внедрение ранней профессионализации детей позволяет нам показать им новые жизненные ориентиры", - делится опытом сотрудница школы № 109 Елена КУЗНЕЦОВА.

Сейчас началось движение к стандарту обучения детей, длительно находящихся в стационаре. Десятилетиями считалось: школы как-нибудь сами разберутся. Должна появиться система, при которой родители заболевшего ребенка будут уверены, что в обычной школе им подготовят нужные документы для передачи в больницу; учителя в школе при больнице станут лучше понимать, как сопровождать каждого пациента. А после выписки ученик не осядет на домашнем обучении - в образовательном учреждении на основании больничных рекомендаций знают, как адаптировать его к посещению занятий.

Чтобы активизировать познавательную активность ребенка, педагоги школы № 109 и партнеры проекта "УчимЗнаем" помимо уроков ведут в стенах больниц занятия в радиостудии, шахматном клубе, " Клубе научных развлечений ", предлагают разобраться в 3D-моделировании, много почитателей у робототехники и лего-конструирования.

41d648a7447dfba448ba.jpgVrBEkwYBalw.jpg
sVvCIMkLaD8.jpgG4fESczcp1E.jpg
AB991QZblQs.jpg3tRvZDS7RyQ.jpg
Фото: пресс-служба Минобрнауки России.

 

написал mon_ru 26 Май 2017 в 15:53   

Ольга Васильева: «Одним из итогов 90-х стала недолюбленность целого поколения»

Фото: Пресс-служба МинобрнаукиОбразование сегодня находится под пристальным вниманием государства. Несмотря на сложный экономический период, в 2017-м финансирование отрасли даже увеличилось. Другое дело, что самые бурные общественные дискуссии вызывают отнюдь не объемы средств, идущих на вузы и школы.
Как избавиться от ошибок либеральных реформ и подготовить сильные педагогические кадры? Мешает ли технологичность современных подростков развитию в них нравственных, духовных начал? Преподаватель — это менеджер или воспитатель? Как приучить детей к чтению, нужны ли школьникам основы православия и что все-таки делать с ЕГЭ?


Министр образования и науки РФ Ольга Васильева ответила на вопросы обозревателя «Культуры» и редактора интернет-журнала «Русская беседа» Михаила Бударагина.

Мы встретились с Ольгой Юрьевной в московской школе №2030 после Урока доброты. Эти 45 минут начались для учеников 4-го класса со слов министра о том, что «инклюзивное образование подразумевает доступность обучения для всех без исключения, независимо от состояния здоровья». «За последние пять лет увеличилось количество детей с инвалидностью, которые учатся вместе с вами в одном классе, в вашей школе, — сказала Ольга Васильева. — Это и есть результат развития инклюзивного образования. Очень часто им бывает сложнее, потому что требуются специальные приспособления, нужна помощь взрослых и ваша, их одноклассников. Если в вашем классе появится такой ребенок, вы должны поддержать его, подставить плечо в трудной ситуации. Поэтому сегодня у нас с вами необычный урок — Урок доброты. Ведь все мы хотим жить в мире добра, дружбы и взаимовыручки».

культура: Первый вопрос — как раз по теме Вашего визита, об инклюзивном обучении. Я приведу пример, касающийся в целом инвалидов. Часто, к сожалению, реализация программ доступной среды — это пандусы, ведущие в никуда, упирающиеся в стену, лифты, которые не едут. На бумаге они есть, а в реальности — нет. В школе №2030 мы видим, что все есть, но насколько это повсеместно?
Фото: Владимир Гердо/ТАССВасильева: Действительно, пандусы в никуда — серьезная проблема. Но не менее значимо — изменить общественное сознание. Ведь на самом деле инвалиды не хуже и не лучше нас, здоровых: и дети, и студенты, и взрослые имеют полное право на такой же уровень жизни, как и мы с вами. Поэтому очень важно, чтобы инклюзия прежде всего легла в голову и сердце. Тогда все остальное будет достижимо: и пандусы, и любая атрибутика доступной среды. Хотя, как вы знаете, на доступную среду выделяются колоссальные деньги, и на сегодняшний день 30 процентов школ могут совершенно спокойно говорить о том, что они достаточно достойно прошли в эту инклюзию. У нас есть ежегодный конкурс школ с инклюзивным образованием, и, конечно, как и многие хорошие начинания, они всегда держатся на неравнодушных людях. Чаще всего это бывают родители детей с ограниченными возможностями, общественные ассоциации, которые помогают и нам, и учителям, и школе. Процесс идет, он не такой быстрый, но, повторю, в первую очередь требуется изменить общественное сознание.

культура: Как его изменить?
Васильева: Что касается детей, то это проще. Они, с одной стороны, добрее нас. С другой стороны, у них на все особый взгляд. Но для детей не столь важно, что рядом ребенок, который имеет особенности здоровья. Тут опаснее иное. Когда родители ведут себя совершенно некорректно, говоря о том, что они не хотят, чтобы в классе учился кто-то, отличающийся от нормы. Здесь уже нужна работа с папами и мамами. В этом смысле мы делаем все возможное: в стране примерно 9,5 тысячи бесплатных психолого-педагогических методических центров для родителей — не только по данному вопросу, но и по ряду других. Самое главное, как бы ни банально это звучало, — вернуть человеку возможность творить добро.

культура: А учителя насколько готовы?
Васильева: Я думаю, что учителя у нас замечательные, и даже если глаза боятся, руки делают. Конечно, если у ребенка большие особенности здоровья, то необходим помощник. Таковые у нас имеются. То, что мы называем модным словом «тьютор». Здесь очень большие наработки, ведь это все не пришло ниоткуда. Есть огромное количество некоммерческих общественных организаций, у нас прекрасный департамент в министерстве, где трудятся профессионалы, дефектологи, которые хорошо знают предмет и делают все блестяще. Я всегда говорю: можно осуществить все, если ты неравнодушен к тому, чем занимаешься, и веришь в нужность своей работы.

культура: Насколько оправданно существование специальных школ разного вида?
Васильева: Они должны оставаться. Это параллельный процесс —инклюзивное образование и коррекционные школы. Потому что последние имеют очень хорошую традицию — ей не одно столетие. Как известно, есть обязательные навыки, которые приобретает ребенок, пройдя обучение в этой школе. Очень простой пример: слабослышащих и глухих детей в коррекционных школах по специальной методике учат говорить. Им без этого не обойтись.

культура: Вернемся к учителям. Не знаю, согласитесь Вы или нет, но мне кажется, что наше педагогическое образование и по статусу, и по уровню не очень дотягивает...
Васильева: До чего мы должны дотягивать?

культура: До требований школы, но новой.
Васильева: А что в вашем понимании «новая школа»?

культура: Если мы говорим о статусе учителя, о некой возможности для него быть воспитателем, но не детсадовским, а заражать своим примером, то, наверное, странной выглядит мысль: «Куда бы мне поступать? А пойду-ка я в пед!»
Васильева: Конечно, хорошо, когда идешь в вуз по призванию. Но я считаю, что в любой сфере можно состояться только при одном условии: если ты действительно этого хочешь. Профессия педагога, на мой взгляд, прежде всего подразумевает человека, обладающего внутренней харизмой. Он — лидер. Если вспомните своего любимого учителя, который остался в сердце каждого человека, вы со мной согласитесь; потому что в школе зачастую формируется не только наше представление о жизни, но и наша будущая стратегия выбора профессии. Разумеется, для того чтобы быть личностью, надо многое иметь за душой. Во-первых, очень хорошее образование, поэтому для меня один из приоритетов — повышение квалификации, то есть учитель должен постоянно учиться сам. Нужно дать возможность в этот период приехавшему из другого региона педагогу посмотреть здесь, в большом городе, какие-то интересные музеи, театральные новинки, чтобы он мог интеллектуально вздохнуть. Но тут все-таки есть еще одна вещь, про которую я не устаю повторять: речь идет о миссии, о том, как ты осознаешь себя.

культура: А учителя, с которыми я общался, отвечают на это: «Мы бы рады и в музеи, и в театры, но сидим бумажки заполняем».
Васильева: Это сильно преувеличено. Да, и я заполняла предостаточно бумажек, будучи и учителем, и заведующим кафедрой. Кроме того, на сегодняшний день обязательными остались только три формы: программа твоя, без которой никуда, электронный журнал и электронный дневник. Больше ничего. Все инструкции, все рекомендации были даны, и руководство школы не имеет права заставлять учителя делать больше. На мой взгляд, это настолько техническая работа, что о ней вряд ли стоит упоминать. То, что у педагогов не хватает времени или желания, чтобы узнать свой предмет лучше и глубже, — да, проблема.

культура: И она решается переквалификацией?
Васильева: Прежде всего важно желание что-то сделать. Чтобы оно появилось, мы должны вернуть то отношение к профессии учителя (вообще к социальному статусу педагога), которое было еще недавно. Я думаю, ничего невозможного нет, но для возвращения статуса нужны все средства, включая СМИ. Должны быть и документальные материалы очень интересные, ведь у нас есть о ком рассказать, имеются потрясающие примеры живущих рядом учителей, которые совершали, казалось бы, не очень заметные для окружающих, но чрезвычайно важные для общества поступки. Надо снимать такие сюжеты, делать художественные фильмы об учителях.

культура: Меняются ли, на Ваш взгляд, дети? Как отец, я вижу, что они, конечно, более зависимы от интернета, велико количество внешкольной информации, причем разной...
Васильева: Им очень трудно сегодня. Объясню почему. Есть такое понятие, которое никогда никуда не денется, — ответственность родителей за своих детей. Сейчас отцы и матери школьников — люди, рожденные примерно в 80-е годы, это мои дети тоже. Мы — представители поколения, которое у нас тогда называли «мерцающими родителями», потому что мы воспитывали своих чад очень приблизительно. Они прошли через историю 90-х и вот сами стали родителями. Им теперь значительно проще дать маленькому человеку гаджет в руки, чем читать ему с самого рождения книги и начать с ним разговаривать. Какая нынче главная проблема? Наши дети с нами не общаются. И не читают.

Выходит, что мы с вами должны заниматься с детьми ежедневно и еженощно. То же самое обязана делать школа. Но без основы, имевшейся у того поколения, которое предшествовало рожденным в 80-х, не получится. Была ведь четкая установка на литературную базу, на корпус книг, на чтение, на внеклассное чтение, на разговор, на устную речь, на обязательное заучивание стихов наизусть, благоприятно влияющее на все остальное. То есть та история, которую тихо забыли, — она во многом аукнулась. Нужно возвращать. Сложно заучивать наизусть? Конечно, сложно. Но необходимо, ибо это — фундаментальный опыт.

Мне кажется, что одним из итогов 90-х, кроме всего прочего, стала недолюбленность целого поколения. И это тоже придется менять.

культура: Да, недолюбленность — страшная штука. В связи с чем хотел спросить о такой форме образования, как домашнее. Не все дети по разным причинам могут интегрироваться, и не все родители — тоже. Иногда, может быть, лучше для ребенка и для школы, чтобы они какое-то время побыли отдельно. Что Вы думаете об обучении дома?
Васильева: Есть случаи, когда это необходимо. Но я все-таки придерживаюсь мысли о том, что, если есть возможность детской социализации, — пусть будет, потому что мы должны выпустить человека с полученным багажом знаний (мы на это надеемся), молодого гражданина, который может противостоять всем сложностям жизни и имеет для этого определенные навыки.

Есть еще и то, что я называю ценностной, нравственной основой: она закладывается в семье, затем обязана продолжать закладываться и укрепляться в школе. И тут все очень просто на самом деле. Базисом для этого действия являются наша литература, история, традиции. К сожалению, мы не смогли дать следующим поколениям того, что в нас, если хотите, даже вбили. Меня упрекают в том, что я ратую за советскую школу. Но я ратую за хорошую школу, а в советской имелось немало хорошего. К тому же она многое взяла из прошлого. И я ратую за то, чтобы у наших детей все-таки этот багаж был. Потом, став взрослым, человек сам определит, что ему нужно. Я категорически против узкой специализации. Чем было сильно всегда российское образование? Своей широтой. А специализация происходила уже на позднем этапе.

культура: Перейдем на уровень выше. Оставлять или менять болонскую вузовскую систему, которая заточена как раз на специализацию?
Васильева: Дело в том, что на российской почве все имеет свои особенности, даже болонская система. Потому вот этой заточенности, о которой, может быть, кто-то мечтал, — у нас ее нет. Мне кажется, что стопроцентного переноса моделей не бывает. Возьмите любую страну — Сингапур, Финляндию — везде отыщутся национальные нюансы.

культура: Не могу не задать вопрос, который, похоже, волнует всех. Что нам делать с ЕГЭ?
Васильева: Во-первых, нужно его совершенствовать. И мы будем этим заниматься дальше. Я думаю, что рано или поздно, но мы выйдем на ЕГЭ в виде письменных развернутых экзаменов. Дело времени. Сегодня мы отказались от тестов «да/нет», отменили галочки и плюсы во всех предметах, кроме иностранного языка. Ввели устную речь. Также всецело поддерживаю идею Совета Федерации — это, в общем-то, и моя идея, потому что я историк — о повсеместном ЕГЭ по истории Отечества. Во всех странах мира имеется набор обязательных предметов — это родной язык, родная литература, родная история, математика, а дальше — по выбору. По большей части за рубежом все экзамены письменные. Так что у нас есть куда двигаться и расширяться в творческом отношении.

Почему я считаю, что ЕГЭ надо оставлять? Во-первых, реально существует возможность поступления на основании полученных баллов абитуриенту из далекого поселка. Конечно, будут сложности, где жить, как жить, с общежитием и так далее. Но это реальный шанс для способных детей учиться в том вузе, о котором они мечтают. По моему мнению, талантам всегда нужно помогать пробиваться. А во-вторых, утилитарный аспект. Если сейчас страну заставить сдавать шесть экзаменов, как было до недавнего времени, думаю, произойдет коллапс.

культура: Абсолютно точно.
Васильева: Когда мне оппоненты начинают говорить «верните срочно!», я отвечаю: «А давайте попробуем, я не против. Давайте завтра». У нас сочинения-то... Бились неизвестно сколько и то не вернулись к классическому варианту сочинения, только мелкими шагами к нему идем, а если уж экзамен — это извините...

культура: Вопрос, который связан с нравственным воспитанием. В каком-то сферическом вакууме мы должны детей воспитывать, но родителям или некогда, или они сами не умеют. А в школе тоже... Девятиклассники сидят... Я же знаю девятиклассников — все к ГИА готовятся...
Васильева: Натаскиваются.

культура: И вроде бы все их должны воспитывать, но никто не воспитывается.
Васильева: Я понимаю ваш вопрос. Воспитание начинается с момента рождения человека. Это примеры семьи, учителя, класса, друга. Воспитывать может каждый педагог на каждом предмете. Показывай пример, рассказывай. Вот сегодня был урок, когда Диана Гурцкая разговаривала с ребятами о доброте. Пожалуйста, воспитание, которое вряд ли заменит нудная лекция о том, как хорошо быть добрым и красивым. Посему — только пример. Это как будто бы мелочи. Но все состоит из мелочей, причем есть мелочи базовые, постоянные. Я всегда говорила, говорю и буду говорить до тех пор, пока живу: в воспитании и обучении детей (образование — это обучение и воспитание) нет мелочей, нет хаоса — мы методично, шаг за шагом движемся к тому, зачем образовываем маленького человека.

Какова наша цель? Чтобы он был действительно человеком, имеющим ценностную основу, очень сильный остов, человеком, который жил бы здесь для себя, для людей, для страны. Но чтобы этого достичь, нужно трудиться всем — и родителям, и школе, и самому ребенку.

культура: Может ли этому помочь Церковь? Не буду даже напоминать о том, что любой шаг священника в школу тут же преподносится как атака на светское государство, как страшное вторжение. 
Васильева: Напомню, что есть предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Это пять модулей, они культурологические. И не мне вашей газете объяснять, что у нас культура до нового времени, в общем-то, зиждилась на церковной традиции, и наша древняя культура, история Древней Руси — это как раз история церковная. Но речь даже не об этом, а о том, что духовные ценности мировых религий как раз учат одному и тому же: как надо, что надо и чего не должно быть. Поэтому здесь принципиален именно культурологический аспект предмета. Всегда предлагаю оппоненту, прежде чем тот начнет сильно обличать, взять наши учебники, они совершенно одинаковые по формату, у них абсолютно идентичен первый параграф. Вы его открываете и читаете, что мы живем в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, нам необходимо хорошо знать культуру и религии друг друга. Поэтому я не вижу проблемы. Мое глубочайшее убеждение в том, что нравственные начала, которые закладываются на всех предметах, закладываются и в «Основах религиозных культур...» в том числе. И это только в плюс.

 

написал mon_ru 17 Март 2017 в 18:08   

"Lenta.Ru" > Ольга Васильева: "Меня упрекают в консерватизме"

Министр образования Ольга Васильева о том, что ждет студентов и школьников

Почему российские школы лучшие в мире, как изменятся выпускные экзамены и почему нужно поднимать престиж преподавателей — обо всем этом министр образования России Ольга Васильева рассказала на встрече с предпринимателями в Торгово-промышленной палате. «Лента.ру» записала основные тезисы ее выступления.

О качестве образования и консерватизме

Мы подходим к тому, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Российское, имперское, советское образование всегда славилось своим качеством. В этом меня нельзя переубедить. Оппоненты заявляют, что сегодня в Европе одно из лучших образований предоставляет Финляндия. Но мало кто знает, что в 1809 году, войдя в состав Российской империи, финны полностью переняли содержание и методику нашего образования. После 1917 года методика у них осталась, однако наполнилась новым содержанием.

Меня упрекают в консерватизме. Но образование должно опираться на весь имеющийся опыт. Для формирования инженеров, банкиров, промышленников нужна основа — ее дадут литература, история, языки. А потом на это уже наращивается все остальное. Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно. Человеку, который не знает своих корней, своих основ, трудно работать.

О воспитании и личном примере

Если говорить об истории педагогики, кроме обучения всегда в наших школах стояла на первом месте воспитательная функция. Как маленький человек встретит взрослую жизнь, к чему он будет готов, что у него будет в сердце, в голове — так он и пойдет по жизни. Это основополагающий момент.

У нас с малых лет начинается антикоррупционное образование. Ни в детсаду, ни в школе нет ни одного педагога, который бы сказал ребенку: «Возьми чужое». Образцы нашей литературы тоже говорят о нравственности. Но маленькому человеку важно, что если мы сказали «черное» — это на самом деле должно быть черным. А если ребенок видит другое в реальной жизни — толку не будет. Нужно подавать пример. Если сказали «нельзя» — значит, и сами не должны так поступать.

О престиже преподавателей

Наша основная задача — вернуть высочайшую социальную роль учителя, его значимость. Если мы меняем содержание образования, то мы прежде всего должны помочь учителю профессиональной подготовкой, должны освободить его от огромного количества бумаг, которые дублируют всевозможные сайты. Что касается последнего — об этом уже разговор был, регионам даны поручения. Дело за малым: проверить, как они выполняются.

Упал престиж профессии не только школьного учителя, но и профессора вуза. Я с этим столкнулась лично. Была на встрече историков, которым слегка за 30. Они задавали вопросы. Один кандидат наук спросил: «Ольга Юрьевна, почему профессор, пусть даже известный, который входит в аудиторию к студентам два раза в месяц, получает как преподаватель, работающий ежедневно?» — «Но ведь это профессор, которого знает весь мир, — отвечаю я. — Он посвятил свою жизнь служению науке». Молодой ученый продолжает: «А зачем нам лишние деньги тратить? Можно было бы сэкономить. Материал в книгах есть, студенты могут и в интернете все найти». В последнее время очень часто можно услышать разговоры о старых преподавателях: «Их лекции давно устарели. Я все и так могу прочитать». Может, и прочитаешь. Но ведь ту школу поколений, которую несет в себе этот ученый, то, что он дает вместе со своим жизненным опытом, больше нигде невозможно получить. Я тогда ответила молодому коллеге: «Этого не будет никогда, потому что от личности зависит все».

О том, чему учить

Первая проблема школ — это наши ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты — прим. «Ленты.ру»). Они сегодня затрагивают учеников с первого по шестой класс, однако слабы по содержанию. То есть мы не знаем, что в конце каждого класса должен знать и уметь ребенок по каждому из предметов. Поэтому первая задача, которая стоит сегодня перед Минобрнауки и которая сейчас осуществляется, — наполнить стандарты.

Есть и другая проблема — учебники. В федеральном перечне их сегодня 1276. Можно перейти из школы в школу, сесть за парту в седьмом классе и не понять ничего, потому что школьные программы часто не похожи друг на друга. Поэтому перечни учебников должны строиться исходя из концепции предмета. Они должны быть подготовлены по всем школьным дисциплинам до конца 2017 года.

Об умении говорить

Сегодня в экзамене для девятиклассников по русскому языку (ГИА — прим. «Ленты.ру») единственное новшество, которое мы вводим, — устная часть. Я считаю, что страхи, что из-за этого у ребенка или учителя увеличится нагрузка, совершенно напрасны. Мы сегодня констатируем: наши дети очень мало говорят. Чаще всего урок проходит в форме монолога преподавателя. Дети у нас замечательные, но нужно развивать функциональное чтение через понимание. Ребенок читает параграф, а затем тезисно пересказывает, о чем он. Сейчас они не могут этого делать, потому что прививать это умение надо еще с детского сада. Вспомните, как раньше с малышами разбирали литературное произведение: они его читали, слушали, пересказывали. А сейчас и в школах не говорят, и в институтах. Оправдывают тем, что диалоги и монологи для современного человека неактуальны — сейчас ведь интернет. Но это не так. Чтение — это развитие интеллекта и дальнейшей деятельности. Ничего невозможно, если ты не работаешь над собой.

О натаскивании на ЕГЭ

В этом году у нас тестовая часть экзамена осталась только в иностранном языке. Из новшеств — правда, это скорее можно назвать возвращением к старому — проверочные работы у выпускников. Они будут идти в течение недели по тем предметам, по которым не сдается ЕГЭ. Для меня важно вернуться к тому времени, когда каждый школьный предмет был любимым, каждый был важен. Натаскивание на ЕГЭ надо исключить. Если последние три года школы мы посвятим тренировкам детей на ЕГЭ в ущерб всему остальному — получим достаточно урезанный результат. Президент Владимир Путин поставил задачу: в нашей стране каждый ребенок должен иметь базовый курс знаний по всем предметам. А уже потом углублять эти знания в тех областях, где он достигает результатов, — будь то инженерные науки, гуманитарные или естественно-научная деятельность.

О школьных зданиях

Сегодня у нас в стране 42 тысячи школ, из них 26 тысяч — сельские. Большая часть школьных зданий построена 40-50 лет назад. И есть большая проблема по наполнению школ. Больше 23 тысяч детей обучаются у нас в третью смену. Больше всего — в Чеченской Республике и Дагестане. И очень мало — 700 человек — в Сибири. С одной стороны, это хорошо — говорит о том, что детей становится больше. Но в XXI веке третья смена выглядит странно. Эту проблему решаем. В 2017 году на строительство школ из федерального бюджета выделено 25 миллиардов рублей.

О доступности высшего образования

В системе высшего образования сегодня три ключевые проблемы: доступность, практичность и качество. Что касается доступности — в этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест. На каждые 100 выпускников 11 классов приходится 57 мест. Из них 46 процентов отдано инженерным специальностям. Мы на девять процентов подняли набор в педвузах и на восемь процентов — в медицинских. Нам необходимы врачи в сельской местности. И тут важен момент, по которому очень хочу, чтобы меня услышали: взаимодействие с бизнесом. С этого года мы запускаем целевой прием студентов во всех вузах по трехстороннему договору между студентом, вузом и предприятием или муниципальным учреждением. Учреждение, направляющее студента, должно поддерживать его социально: платить повышенную стипендию, решать проблемы с жильем. А затем выпускник должен не менее трех лет отработать на этом предприятии. Это не прямое возвращение обязательного распределения — это целевой набор, который был и в советское время. Просто сейчас будем более активно его использовать.

Подготовила Наталья Гранина

 

написал mon_ru 01 Февраль 2017 в 20:35   


Источник: http://mon-ru.livejournal.com/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан - ИПС ділет Корона связана крючком


Курсы для дистанционного повышения квалификации педагога ГБПОУ Семеновский индустриально-художественный техникум Южно-Уральский институт Управления и Экономики ВСЕМИРНАЯ НЕДЕЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 2017 ВШМ СПбГУ - бизнес-школа 1 в России Минобрнауки России - mon_ru Cached Быстрые свидания Романтический город - Speed Dating в Москве Вязание манишек спицами схемы, вязание манишек для женщин Вязаные игрушки спицами: СХЕМЫ, ОПИСАНИЯ VK Где купить одежду в Минске, если нет возможности ехать в Милан История педагогики и образования. Шпаргалка: кратко, самое Как нарисовать красивый осенний пейзаж природы карандашом и Как понять, что вам пойдет короткая стрижка? Практика на

Похожие новости