Эйдемиллер стили родительских отношений

 

СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В.Ю.Плеханов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

 

Актуальность межличностных отношений эйдемиллер стили родительских отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.

Изучением проблематики детско-родительских отношений  и их влияние на развитие ребенказанимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, детско-родительские отношения (стиль воспитания) – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллервыделили три ти­па детско-родительских отношений:1)гипопротекция (гипоопека)характеризуется отсутстви­ем необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребен­ка»); 2) доминирующая гиперпротекцияпредполагает окруже­ние ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью бло­кирующей его самостоятельность и инициативу; 3) эмоциональное отвержениепроявляется в неприятии ре­бенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявлять­ся явно (например, ребенок часто слышит от родителей фра­зы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто — в виде издевок, иронии, высмеивания.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выведены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном реше­нии задач:сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, и соперничество.

Сотрудничествопредполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на авто­номию». Псевдосотрудничествоможет осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминиро­вание ребенка. При изоляцииполностью отсутствует кооперация и объе­динение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чув­ствуют друг друга. Для стиля соперничества  конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициа­тивы партнера.

А. С.Спиваковская выделяет три спектра отношений составляющих лю­бовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уваже­ние-пренебрежение, близость-дальность. Со­четание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви: действенная любовь(симпатия, уважение, близость);отстраненная любовь(симпатия, уважение, но большая дис­танция с ребенком); действенная жалость(симпатия, близость, но отсутствие ува­жения); любовь по типу снисходительного отстранения(симпатия, не­уважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция);презрение(антипатия, неуважение, малая межличностная дис­танция); преследование(антипатия, неуважение, близость); отказ(антипатия, большая межличностная дистанция).

Оптимальная родительская позициядолжна отвечать трём глав­ным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватностьпозиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен кон­центрироваться только на том, чего он хочет в принципе добить­ся от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонно­стей — важнейшее условие успешности развития.

Гибкостьродительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изме­нениями условий жизни семьи.

Прогностичностьпозиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня. Этоопережающая инициатива взрослого, направленная на измене­ние общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Таким образом, анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, мы отношений видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления c любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим людям человека.


Источник: https://nsportal.ru/blog/shkola/all/2011/03/25/stili-detsko-roditelskikh-otnosheniy-i-ikh-vliyanie-na-razvitie-lichnosti



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Классификация стилей семейного воспитания по Э.Г. Эйдемиллеру и А.Е. Личко Раскраска транспорта для дошкольников


Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности Реферат: Изучение влияния стилей семейного воспитания на психическое В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера Тест АСВ PsyTests. org Анализ семейных взаимоотношений АСВ Эйдемиллер семейные взаимоотношения Опросник Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» fo